Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и отмечается ежегодно 9 декабря.
В этот день многими государствами, в том числе и Россией, подписана Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003.
Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства проводить политику противодействия коррупции, одобрить и принять соответствующие законы и определить специальные органы для борьбы с этим явлением.
Цель учреждения Международного дня борьбы с коррупцией 9 декабря – углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Статьёй 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» дано определение коррупции – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность – к категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки и другие.
Каждому органу предоставлены права.
Согласно ст.5 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
При этом согласно Федеральному закону №131-ФЗ меры по противодействию коррупции относятся к вопросам местного значения.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Меры по профилактике коррупции перечислены в 6 статье закона о противодействии коррупции.
К ним относятся, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении и др.
Статья 7 закона о противодействии коррупции определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества, принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления;
совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих и др.
Прокуратура обладает надзорными полномочиями за исполнением законодательства чиновниками органов государственной власти, местного самоуправления и иными лицами:
- проводит проверки представленных ими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- оценивает полноту принимаемых в государственных учреждениях мер по профилактике коррупции в отношении своих работников;
- отслеживает трудоустройство государственных и муниципальных служащих по совместительству в коммерческие организации, а также проверяет законность заключения с ними трудовых договоров после увольнения со службы;
- принимает меры по привлечению к административной ответственности юридических лиц, когда их руководители, иные представители передают взятки чиновникам за совершение действий в пользу этих организаций;
- обладает другими надзорными полномочиями.
Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.
Некоторые ошибочно полагают, что коррупционером считается только тот, кто незаконно берет деньги в замены на какую-либо услугу. Уголовным законодательством предусмотрена ответственности как за дачу взятки, ток и за ее получение.
Согласно статье 290 Уголовного кодекса РФ максимальным наказанием за получение взятки без отягчающих признаков является лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Более строгое наказание предусмотрено за получение взятки в значительном размере – виновное лицо может понести ответственность вплоть до лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Получение взятки в крупном размере влечет ответственность в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Взятка в особо крупном размере грозит лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
В соответствии со статьей 291 Уголовного кодекса РФ за дачу взятки должностному лицу предусмотрено применение максимального наказания в виде двух лет лишения свободы со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Более строгое наказание предусмотрено за дачу взятки в значительном размере – сумма штрафа приравнивается к 20-40 кратному значению взятки, а также предусматривается лишение свободы на срок до 3 лет.
Дача взятки в крупном размере влечет наступление ответственности в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 60 кратной суммы взятки.
Максимальное наказание, предусмотренное статьей 291 УК РФ за дачу взятки выражено в лишении свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70 кратной суммы взятки.
Помощник прокурора Клявлинского района
Коваленко К.И.
Известно о совершенных коррупционных преступлениях? Сообщи!
Прокуратура Клявлинского района: +7 (48653) 2-18-51
Прокуратура Самарской области: +7 (846) 333-54-28; +7 (846) 333-35-98
Прокуратура разъясняет
- Противодействие наркотизации населения
- Проблемы ЖКХ
- Противодействие коррупции
- Прокуратура разъясняет
- Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
- Прокуратура результаты проверок
09.12.2022
Дата последнего изменения: 22.01.2024 09:41
17.04.2024
Распоряжение №61 О подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2024-2025 гг.Скачать54.5 Кбайт
16.04.2024
Постановление №141 О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 12.05.2021 г. № 197 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услугиСкачать48 Кбайт
12.04.2024
Распоряжение №58 Об особом противопожарном режиме на территории муниципального района КлявлинскийСкачать55.5 Кбайт